Может показаться, что эти понятия являются синонимами. Для обычного человека инвалидность — это и есть ограниченные возможности здоровья. Однако с юридической точки зрения они сильно отличаются между собой. Далее в посте расскажем, в чём разница между этими понятиями.
Инвалид — это "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Это определение приведено в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ». Инвалидность устанавливается решением медико-социальной экспертизы (МСЭ). На ней оценивается, как болезнь влияет на всю жизнь человека: передвижение, общение, работа, образование и прочее.
Для каждого инвалида разрабатывается ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации. В ней указано, нужны ли ему технические средства реабилитации, медицинская и образовательная реабилитация. Также инвалидам полагаются разнообразные льготы, о которых мы рассказывали ранее в нашей группе.
Понятие ОВЗ раскрывается в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Это уже говорит о том, что оно скорее педагогическое, а не медицинское: "Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий".
Если родители считают, что их ребёнку нужна особая помощь в обучении, то можно пройти ПМПК, о которой мы тоже рассказывали ранее. Комиссия может присвоить мальчику или девочке статус "ребёнок с ОВЗ" и прописать, что ему нужно для успешной учёбы. Напомним, что решение ПМПК для родителей является рекомендацией, но для школы обязательно к выполнению. Подчеркнём, что статус "ребёнок с ОВЗ" не означает присвоение инвалидности.
Приведём пример.
У ребёнка есть диабет, из-за которого у него есть инвалидность. Однако он может без проблем обучаться вместе с другими детьми, особых потребностей он не испытывает. Поэтому ему не нужен статус ОВЗ. И есть другой ребёнок, который плохо видит. Ему нужны специальные приборы, чтобы учиться в школе. Однако МСЭ решила, что его нарушение зрения не настолько серьёзно, чтобы давать ему инвалидность, поэтому ПМПК присвоила ему статус ОВЗ. У третьего ребёнка зрение отсутствует полностью. И у него есть как инвалидность, так и ОВЗ.
Если у вас есть какие-то юридические вопросы, касающиеся вашего ребёнка, вы можете задать их в нашей группе, и наши юристы вам обязательно ответят.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос